

Успех окрыляет молодежь на новые достижения в творчестве. Ведь талант – это порой не самое главное – главное в нашем деле это фанатическая работоспособность и преданность искусству.
На днях в Ташкентскую государственную консерваторию пришла радостная новость – один из ее выпускников, ныне солист ГАБТа им. А.Навои, завоевал первое место на Международном конкурсе «Романсиада» в Казахстане и почетное третье место на Международном конкурсе молодых оперных певцов им. М.Д.Михайлова в Калуге.
Ваш корреспондент встретился с лауреатом и его наставником – ведущим тенором и народным артистом республики, профессором кафедры академического пения ТГК Узбекистана и почетным профессором Академии музыки Конкордии-Рома ИСМАИЛОМ ДЖАЛИЛОВЫМ и его учеником.
–
Исмаил Туляганович, как Вы расцениваете успех Умида Исраилова? – Как первую ступеньку к покорению сценических вершин прославленных театров мира. Зная Умида на протяжении нескольких лет, я это предвижу. Наш скромный парень из Коканда еще не раз порадует публику своим врожденным бельканто.
Я приметил Умида еще при поступлении в консерваторию и был очень рад, когда руководство кафедры академического пения направило юношу в мой класс. Надеюсь, что в декабре Умид успешно выступит на заключительном туре «Романсиады» в Москве.
–
Умид, были ли в Вашем роду профессиональные певцы или музыканты, и у кого Вы получили первые навыки сольного пения?– Нет, среди моих родных профессионалов не было. Но к пению меня приобщила мама, которая хорошо поет узбекские народные и итальянские песни, и при этом неплохо танцует. Когда мне было 11–12 лет, мама сочинила хорошую песню «Узбекистан», самостоятельно написав музыку и слова. Правда, аранжировал мелодию и записал наш дуэт знакомый композитор. Профессиональной пианисткой стала только моя младшая сестра.
Сам я обучался музыке в Кокандской музыкальной школе № 6, где одновременно освоил и кашгарский рубаб, и сольное пение.
–
Кто из известных певцов является Вашим истинным кумиром?– По определению у меня «спинтовый тенор» (итал.–крепкий) – то есть я могу исполнять и драматические и лирические партии в спектаклях мирового репертуара. А в своем творчестве я «равняюсь» на Беньямино Джильи, Франко Корелли, Лучано Паваротти, Пласидо Доминго и, конечно, моего учителя Исмаила Джалилова.
Это он благословил меня на первую сольную партию на сцене ГАБТ им. Алишера Навои. И четыре года назад я дебютировал в роли Марулло из оперы Дж.Верди «Риголетто», а затем в течение двух лет исполнял многие баритональные партии, среди которых: Каварадосси («Тоска» Дж Верди), Канио («Паяцы» Д.Пучини), Отелло («Отелло» Дж. Верди) и другие.
Но потом режиссеры как будто «вспомнили», что я еще и тенор, и стали поручать мне партии романтических героев, таких как Хозе из «Кармен» Ж.Бизе, герцога из «Риголетто», Альфредо из «Травиаты» Дж.Верди.
Сегодня с молодежным коллективом, в который вошли лауреаты международных и республиканских конкурсов А. Арутюнянц, Д.Идрисов и Г.Дмитриев, победитель первого международного конкурса молодых оперных режиссеров «Нано-опера», мы впервые в Узбекистане готовим к постановке единственную оперу Людвига Ван Бетховена «Фиделио». Ее премьера состоится на сцене Академического русского драматического театра Узбекистана во второй декаде декабря.
–
Исмаил Туляганович, Умид Исраилов один из Ваших успешных учеников. Но сегодня на Ваши занятия приходят еще шесть молодых вокалистов.– Совершенно верно, одна из них – Барно Исматуллаева, обладательница удивительного голоса, которая в свои двадцать с небольшим уже является лауреатом республиканского конкурса им. Н.Ахмедовой. Сейчас мы готовим с ней программу, в которую входят и сложные арии из опер Дж Пуччини для выступлений в ближнем и дальнем зарубежье. В настоящее время она является солисткой ГАБТ им. А. Навои.
Другие ребята меня тоже радуют. К примеру, этой весной в Ташкенте проходил конкурс молодых вокалистов, и я как председатель жюри отметил одного скромного юношу из Карши с красивым выразительным тембром голоса. Это был Абдулла Ширинов, завоевавший 1-ое место.
Когда летом Абдулла приехал поступать в консерваторию, то выяснилось, что он является учеником педагога по вокалу Каршинского колледжа искусств Файзуллы Исламова, с которым я когда-то учился. Мне было легко найти общий музыкальный язык с Абдуллой, потому что и его учитель, и я остаемся верными приверженцами итальянского бельканто.
Вообще я уважаю тех своих студентов, которые выполняют все задания, отличаются работоспособностью и прилежанием. Я им советую много читать, знать не только партитуры, но и либретто опер, слушать записи талантливых и известных певцов, таких как Марио Ланце, Энрико Карузо, Зураб Соткилава, Владимир Атлантов.
Кстати, в настоящее время «королем теноров» в мире по праву признан певец из ФРГ Йонас Кауфман, который также является приверженцем итальянской романтической школы пения.
На днях в консерватории по инициативе Министерства по делам культуры и спорта нашей республики, посольства Латвийской республики в Узбекистане и общества «Дружбы» состоялся мастер-класс музыкантов из Латвии – оперного певца Сергея Егерса и концертмейстера Иене Шмите. Они исполнили несколько классических и народных произведений.
Слушателям было понятно, что латвийские гости являются не только концертирующими музыкантами, но и современными педагогами, которые пытаются найти новые пути в распространении и передаче академических направлений в музыке.
На этой встрече с концертными номерами выступили и мои ученики – магистрантка Барно Исматуллаева и студент первого курса Абдулла Ширинов, заслужившие похвалу гостей из ближнего зарубежья.
–
Исмаил Туляганович, Вы к этой встрече с зарубежными коллегами готовились заранее? – Нет, выступления моих учеников были чистой импровизацией. Но все мы знаем, что настоящая импровизация это, конечно же, кропотливо подготовленный и продуманный музыкальный номер, над которым приходится работать и в учебном классе, и дома.
–
Успех в очередном конкурсе Ваших учеников является мерилом Вашей педагогической деятельности и стимулирует…– В какой-то мере да. Но в первую очередь он окрыляет молодежь на новые достижения в творчестве. Ведь талант – это порой не самое главное – главное в нашем деле это фанатическая работоспособность и преданность искусству.
Надежда УМИДОВА
Источник: «Анонс», Узбекистан